Содержание:

Начало славного пути

Школа высшего мастерства

Испытание характера

Первая награда

Начало славного пути

         Валерий Павлович Чкалов - коренной волжанин. Великая русская река наложила своеобразный   отпечаток широты, простора и силы на характер будущего народного героя. Родился он 2 февраля 1904 года  в семье котельщика волжских пароходов Павла Григорьевича Чкалова в селе Василево(ныне город   Чкаловск Горьковской области). В этом селе издавна существовал затон- зимняя стоянка речных судов, на  которой между навигациями ремонтировались пароходы. Павел Григорьевич был мастером по ремонту   судовых котлов.

     Валерий учился в сельской школе, рос крепким, энергичным и подвижным. Зимой катался на санках и на лыжах с горы. Дом Чкаловых стоял недалеко от обрывистого берега. Летом с утра до вечера Валерий пропадал на Волге, купался и плавал, как говорят, "не вылезал из воды". Вместе с ватагой мальчишек Валерий встречал и провожал пароходы. Самым излюбленным упражнением василевских ребят было ныряние под плоты. Нередко огромные длинные плоты останавливались у их берега, и тут начиналось небезопасное соревнование - кто быстрее и дальше проплывет под ними.

     Двенадцати лет отец направил сына в город Череповец в ремесленное речное училище в надежде, что из него выйдет хороший речной техник. Но время было слишком тяжелое - шла первая мировая война, начиналась революция. Занятия в училище стали нерегулярными, и вскоре Валерий, раздетый и голодный, вернулся в отчий дом. Тогда Павел Григорьевич взял его к себе в затон молотобойцем. Валерий оказался на редкость крепким парнем. Пудовой гирей он забавлялся шутя. Но хотелось испробовать силы в настоящем деле, самостоятельной работе, и он перешел кочегаром на землечерпалку.

     Тяжелая работа в кочегарке. Но обладая настойчивым характером, Валерий проворно шуровал в "топке" быстро научился поднимать "пары". Голод все более давал знать о себе. Муку, картошку и другое продовольствие приходилось с большими трудностями отыскивать на рынке. Но Валерий не унывал. Тем более, что в его руках появился первый заработок - правда, "керенки", но все-таки по тем временам деньги... Но дороже денег для волжского парня оказалось другое: их землечерпалка расчищала русло реки Волги на мелях и перекатах, и Валерий видел пользу, которую работа их приносила судоходству, людям. И вот землечерпалка поплыла в Казань. Парни получили новое задание: расчистить дно около пристани, сожженной белыми, поискать на дне оружие. И Валерий начал интересоваться у своего друга Анфимова кто такие белые. Анфимов ему объяснил, что белые - это те, кто на нашем горбу капитал хотят наживать и что они они принадлежат к числу красных.

     А в голове молодого уже роились дерзкие мысли: податься красным, в какую-нибудь часть, и вместе с красноармейцами сражаться с врагами. Вот почему, вернувшись в Василево, Валерий все чаще подумывал переменить профессию, чтобы быть поближе к делам Красной Армии. Как-то встретил его дальний родич, сосед по слободке Володя Фролищев. И рассказал он Валерию о том, что в Канавине, пригороде Нижнего Новгорода, стоит 4-военный авиационный парк, где ремонтируют и восстанавливают аэропланы. Фролищев предложил ему поехать с ним.

     Вот это предложение! Самолеты Валерий иногда видал высоко в небе, слышал треск их двигателей. "А как устроен аэроплан? И что за люди эти летчики? Кто их учит летать? Вот бы самому попробовать!" - мечтал он. И Валерий решил твердо: еду с Владимиром в Нижний, поступлю в авиапарк, но тут же вкралось сомнение: примут ли? Ведь ему було всего лишь 15 лет...

     Шел 1919 год. По стране гремела гражданская война. Тогда еще Советская Республика была окружена врагами. Фронты - с востока, с юга и с запада. Красная Армия ожесточенно сражалась с белыми полчищами Колчака, Деникина и Юденича. Авиационные отряды остро нуждались в исправных боевых самолетах, а их было слишком мало, Вот почему, когда Валерий вместе с Фролищевым явились в 4-ый авиационный парк, командир охотно согласился принять парня учеником слесаря-сборщика и зачислил его молодым красноармейцем. Валерию выдали обмундирование и поставили "на довольствие с котла".

     Так Чкалов сделал в своей жизни важный и решительный шаг. Он приобщился к авиации, которой затем посвятит без остатка всю свою жизнь. Для начала - ремонт и сборка "фарманов", "ньюпоров" и "вуазенов" и многих других, пока малоизвестных ему самолетов. Нетрудно было постичь искусство заплетать тросы для расчалок, обтягивать поверхность крыльев перкалем, покрывать его защитной краской и лаком. Занимаясь ремонтом самолетов, Валерий изучал их устройство. В его обиход по-хозяйски входили новые, ранее незнакомые ему слова: фюзеляж, плоскости, стабилизатор, хвостовое оперение, рули поворота и высоты, элероны, лонжероны, шасси, амортизаторы... Перед Чкаловым раскрывалась внутренняя силовая конструкция аэроплана - этой доселе незнакомой машины, обретающей подъемную силу при движении в воздухе. А вот и пропеллер на валу авиационного мотора - мощного по тем временам двигателя, развивающего до ста и более лошадиных  сиил. Воздушный винт крутится с бешеной скоростью и дает более тысячи оборотов в минуту. Все это так ново и интересно!

     Сметливый и старательный паренек нередко ездил в командировки в авиационные мастерские других городов, там доставал запасные детали и привозил их в свой авиапарк. В работе он был ловок и смекалист, но никто в то время и не думал обучать его полетам. Изредка лишь какой-нибудь летчик возьмет молодого бойца в качестве пассажира при облете самолета после ремонта. Эти недолгие счастливые минуты еще более укрепляли в Валерии твердое намерение стать летчиком.

     А пока он, не жалея сил, ремонтировал самолеты для фронта, для Красной Армии, для защиты революции.

     Аэропланы улетали в свои боевые отряды, и Валерий, провожая их взглядом, горел желанием поскорее научиться летать. Он все настойчивее осаждал командира авиапарка своими просьбами перевести его в учлеты. И вот в 1921 году сбылась его мечта: за отличную работу на производстве Чкалов был направлен в город Егорьевск в Теоретическую школу авиации. Это была старейшая русская школа авиации, основанная еще до революции в городе Гатчина под Петроградом. Во время гражданской войны она была эвакуирована в Егорьевск. Вместе с ней из Гатчины прибыли отличные преподаватели, большие знатоки теории и практики авиации. Ученики - летчики окрестили школу "теркой".

     Школа разместилась в старинных зданиях монастыря. Учлеты жили в бывших кельях по 4-5 человек. Занятия проходили напряженно, но очень интересно. Молодым авиаторам предстояло освоить основы физики, механики и математики, теорию авиации, ознакомиться с сопротивлением материалов.

     Валерий, обладая отличной памятью и способностями к учебе, схватывал и усваивал все легко и быстро, чем удивлял воих учителей. Вот где пригодились знания по устройству самолетов, полученные еще в авиационном парке! Сдавая зачеты и экзамены, Чкалов никогда не получал оценки ниже 10 по существующей тогда двенадцатибалльной системе.

     Не забывал Валерий и о физических упражнениях. Его упругое мускулистое тело постоянно требовало движения и физической нагрузки. Он резко и напористо играл в футбол, много времени уделял гимнастике. Любимыми снарядами у него были турник и параллельные брусья. В свободное время Валерий охотно учавствовал в драмкружке, проявляя способности неплохого "артиста". Много читал. Особенно все, что касалось авиации.

     И вот в начале 1923 года Теоретическаяшкола окончена. Всем ученикамприсвоили звание красного командира. В то время в Теоретической школе никаких полетов не производилось. Для обучения полетам все выпускники направлялись в другие школы. Школ летчиков тогда было всего две, и обе в Севастополе: одна для сухопутных самолетов, другая - для гидро. Но к 1923 году в городе Борисоглебске организовалась еще одна школа летчиков, для размещения которой были предоставлены кавалерийские казармы. Учебное поле конницы было превращено в аэродром, а конюшни и манежи переделывались в ангары для хранения самолетов. Вот в эту Борисоглебскую школу летчиков в 1923 году и был направлен весь выпуск из Егорьевска.

     Первая работа учлетов состояла в перестройке одного из манежей в ангар. В ожидании первых полетов Чкалов работал с энтузиазмом. Попутно изучил учебный самолет "Авро". Когда формировалась первая летная группа, в нее зачислили только десять человек, в том числе и Чкалова. Так заветное желание стать летчиком все более приближалось к реальности. Он был зачислен в группу инструктора Очнева в отряде Попова.

     По методике того времени путь к первому полету лежал через упражнения в пробежке. Надо было приучить учлета управлять самолетом на земле при разбеге (на взлете) и на пробеге (при посадке). В обоих случаях требовалось строго выдерживать заданное направление, для чего учлет должен был освоить управление самолетом педалями и ручкой. Упражнение выполнялось на специальном самолете, на котором были укорочены крылья и вырезана часть обшивки на них. Самолет при даче газа и увеличении оборотов двигателя бежал по аэродрому, но не отрывался от земли.

     Подготовившись к упражнению, Валерий бодрой походкой направился к инструктору. На лице его было выражение уверенности и радости. Быстро, без суеты он расположился в кабине. Это инструктору понравилось.

     Начинаются пробежки - одна, вторая, третья... Инструктор доволен, но требует от Чкалова уступить место следующему ученику. Неохотно Валерий покинул кабину и остался на старте ждать следующей своей очереди. Первые впечатления всеяли уверенность. Самолет его слушается и быстро реагирует на движения педалей и ручки управления. А ведь скоро начнуться полеты на настоящем "Авро" с инструктором. И он к этому готов! Чкалов не скрывал своей радости, делился своими впечатлениями с товарищами, ходил с сияющим лицом. Таким был юный Чкалов. Все учлеты видели в нем доброго и отзывчивого товарища, готового помочь другу в любом трудном деле.

     Лето 1923 года прошло в учебных и тренировачных полетах. После соответствующего количества провозных Чкалов был допущен к первому самостоятельному полету. Он ждал этого дня с нетерпением, ожидали его и инструкторы: они видели, что Чкалов отличается от остальных учлетов особой реакцией, сильным и твердым характером.

     "Сидишь иной раз в учебном самолете на инструкторском месте, - Н. Ф. Попов, - и чувствуешь, как этот малец, не налетавший и десятка часов, заставляет машину подчиняться своей воле, властвует над ней".

     Однажды в солнечный летний день Валерий, как обычно явился на аэродром. Инструктор сел в самолет и вырулил с Валерием на старт. После двух провозных по кругу выключил мотор, немного подумал и неожиданно для Чкалова, предложил ему полететь самостоятельно. Валерий с радостью согласился. Инструктор повторил задание на полет: взлет, набор высоты, круг над аэродромом, заход на посадку, планирование и посадка у "Т". 

     Чкалов запустил мотор и поднял руку, прося разрешение на взлет. Взмах влажка стартера - и мотору дан полный газ. Самолет бежит по травяному полю. Вот он поднял хвост, подпругнул на неровностях почвы и легко оторвался от земли.

     Первый самостоятельный полет Валерий выполнил безукоризненно. Инструктор не скрывал удовольствия, а Валерий... Он был бесконечно счастлив, в груди его пело радостное чувство - наконец-то свершилось! Все теперь понимали: Чкалов, вылетевший первым самостоятельно в группе, способный и одаренный ученик, летает лучше других. Учлеты по-дружески хлопали Валерия по плечу, мяли ему бока и с интересом слушали его впечатления.

     Вторую половину лета Чкалов провел в упорных тренировках, самостоятельных полетах: по кругу, в зону пилотирования и даже по небольшому маршруту. В полетах он был неутомим и выполнял их с большим желанием и высоким летным мастерством. Особенно Валерий любил полеты в зону: ведь там можно было делать виражи - мелкие и глубокие, когда крен самолета был более 45 градусов. Можно было снижаться спиралью, скользить на левое или правое крыло, разгонять самолет со снижением, или наоборот, резко уходить ввысь... Когда он отлично освоил полеты в зону, инструктор показал Валерию, как делается "мертвая петля" и переворот через крыло. Это были более трудные упражнения, которые требоавли согласованного, точного и быстрого действия ручкой управления, педалями и сектором газа. Валерию по душе пришлись эти сложные фигуры. Вскоре он научился их выполнять безукоризненно и еще больше полюбил послушную "аврушку", как лаского называли учлеты свой аэроплан.

     В октябре 1923 года вся программа на учебном самолете была закончена, и Чкалов вместе со своим другом по "келье" Макарским в составе лучшей десятки, завершив обучение, был направлен в Москву, в авиационную школу высшего пилотажа. Там ему предстояло освоить полеты на боевых самолетах. В аттестации Борисоглебской школы было записано: "Чкалов являет пример осмысленного и внимательного летчика, который при прохождении летной программы был осмотрителен, дисциплинирован".

На начало страницы

Школа высшего мастерства

      ...В те далекие молодые годы Советской Республики в Москве за Тверской заставой, которая распологалась вблизи Александровского(ныне Белорусского) вокзала, начиналась шоссейная дорога на Петроград. Собственно, у Петровского дворца по этой дороге кончался город и начинались его подместья. Трамвай №6 шел из центра до Петровского дворца и делал на кольце трамвайных путей конечную остановку. Здесь, за дворцом, благоухал Петровский парк со своими вековыми липами и соснами, с прудами и лодками, с чистыми песчаными аллеями, удобными скамейками и диванчиками. А напротив, через дорогу, распологалась Ходынка - огромное в то время травяное поле, превращенное в аэродром. По краям поля стояли большие брезентовые палатки для размещения самолетов, а ближе к шоссе - приземистые дощатые, тщательно окрашенные ангары - мастерские прежней фирмы "Дукс". В них ремонтировались, а в гражданскую войну и строились самолеты "Ньюпор".

     Вот на этом центральном аэродроме и размещалась Московская авиационная школа высшего пилотажа. Через дорогу, в Стрельниковском переулке, были ее классные помещения и клуб летчиков "Крылья Комунны". Инструкторский состав состоял из опытных, передовых и энергичных летчиков, владевших в совершенстве техникой пилотирования боевых самолетов того времени, и в первую очередь самолетов - истребителей. В одной из групп инструктором был М. М. Громов, ставший впоследствии известным летчиком - испытателем.

     Валерий был зачислен слушателем и назначен в группу инструктора Александра Ивановича Жукова. В то время в Красной Армии была только что введена новая форма одежды. Шинель и гимнастерка имели на груди нашавные красивые клапаны из сукна цветом соответсвующего роды войск: для пехоты - красные, для авиации - нежно - голубые. Головной убор был в виде старинного богатырского шлема с яркой звездой того же цвета, что и клапаны. Вот в такой форме и явился Валерий к своему инстуктору. На Жукова широкоплечий, краснощекий и крепко скроенный парень в шинели, туго перетянутой поясным ремнем, сразу произвел хорошое впечатление. А на первых же провозных и контрольных полетах на двухместном "фоккере" с двойным управлением инструктор почувствовал огромную силу Валерия и его твердую настойчивость.

     Программа высшего пилотажа была сложная и интересная. Жуков показал ему, как выполняется бочка, двойной переворот, пикирование, виражи с переменой рулей и, конечно, "мертвая петля". Инструктор запомнил Валерия простым, общительным человеком и сильным летчиком, с неуемной жаждой к полетам и особенно к высшему пилотажу - "воздушной акробатике", как тогда его называли.

     Вскоре Чкалов перешел на другой тип самолета - "Мартинсайд"(английского производства). Летчики окрестили этот самолет "Мартыном". Выполняя самостоятельно многочисленные полеты, Валерий все более чувствовал страстное влечение к овладению самолетом так, чтобы машина выполняла любые фигуры - уставные и неуставные - по воле летчика. На "Мартинсайде" он впервые овладел такой сложной фигурой, как штопор, выполнение точного определенного числа витков и, главное, безопасный о своевременный вывод из него. Сорвавшись однажды непроизвольно в штопор на Мартинсайде", Чкалов с трудом вывел его у самой земли, чем вызвал большое беспокойство инструктора. Но Чкалова близость земли и грозившая опасность, казалось, не волновали. Обладая уравновешенным характером и неимоверно крепкими нервами, Валерий снова набрал высоту и преднамеренно свалил самолет в штопор и, отсчитав несколько витков, плавно вывел из него машину.

     Программа полетов подходила к концу, когда в январе 1924 года партия и правительство оповестили наш народ о тяжелой утрате - скончался Владимир Ильич Ленин. Чкалова, как и других слушателей, это известие потрясло до глубины души. Командование школы вместе с другими лучшими слушателями послало Чкалова в Колонный зал проститься с любимым вождем. Он стоял в почетном карауле у гроба Ильича. Сильный и возмужавший, Валерий тогда впервые в жизни заплакал...

     В мае Чкалов окончил школу высшего пилотажа. Теперь он умел выполнять все фигуры "воздушной акробатики", предусмотренные программой, но оставлся при своем мнении, что не все еще взято от самолета и мотора. Продолжение следует...

На начало страницы

Испытание характера

     Гражданская война закончилась, и применить свою силу и умение в воздушном бою с врагом Валерию не довелось. Предстояла длительная и по-армейски трудная служба в военной авиации. И вот в 1924 году20-летний летчик Валерий Чкалов едет в Ленинград: он назначен младшим летчиком в 1-ю авиационную истребительную эскадрилью, созданную еще в 1918 году на базе авиационного отряда царской армии, которым когда-то командовал автор "мертвой петли" летчик П. Н. Нестеров.

     Эскадрилья занималась боевой подготовкой как в классах, так и непосредственно в полетах. Во главе эскадрильи был опытный командир, летчик еще с 1916 года, Иван Панфилович Антошин. Он носил густую красивую бороду, за что летчики звали его "батей". Человек он был весьма строгий, особенно в отношении летной дисциплины. Малейшее ее нарушение не оставалось безнаказанным. А запрещалось многое: нельзя нарушать правила полетов и полученные от командира указания, нельзя летать без разрешения на малых высотах, нельзя делать незаданные фигуры и т. д. и т. п. Валерий аккуратно выполнял полетные задания и воздушные бои, стрельбы по мишеням и по шарам - пилотам. Выполнял блестяще, но по своему неуемному складу характера иногда не удерживался и допускал нарушения, за что получал нотации, различные взыскания, в том числе и арест с содержанием на гауптвахте. В лагере этой самой гауптвахты не было, поэтому арестованные ехали поездом в Ленинград "в командировку" и там у коменданта города отсиживали свой срок. 

     Летный состав эскадрильи с нетерпением ожидал лагерного периода. Еще бы! Можно вдоволь полетать, пострелять и проверить свои силы в воздушном бою. 

     Чкалов твердо становился на путь новаторства. Получив по первоначалу старенький, потрепанный самолет "Ньюпор-24-бис", он стал выполнять на нем такие фигуры, что от пергрузок самолет мог развалиться в воздухе. Поэтому командир эскадрильи поторопился пересадить Чкалова на другой, более прочный самолет - "Фоккер Д-7". 

     Валерий очень гордился тем, что служит в эскадрилье, хранящей традиции первого исполнителя "мертвой петли" П. Н. Нестерова. Поэтому это упражнение он отрабатывал с особой тщательностью. Продолжение следует...

На начало страницы

Первая награда

     В 1926 году Валерий был командирован в одну из школ усовершенствования в полетах. В Гатчину он вернулся, когда на аэродроме шли очередные полеты. Новый командир эскадрильи Шелухин приказал ему продемонстрировать, чему его научили. Валерий понял приказ так: ему разрешается показать все те фигуры высшего пилотажа, какие он только умеет делать. 

     Через несколько минут его желтая "пятерка" была в воздухе. 

     Набрав необходимую высоту, машина выполнила каскад фигур высшего пилотажа, как всегда, по-чкаловски стремительно и четко. Все шло очень хорошо, командир и все мы с удовольствием наблюдали за полетом. 

     Вдруг самолет начал пикировать на ангар. Пикирование выполнялось с большим углом, мотор работал на полных оборотах. 

     Машина с ревом неслась к земле, как раз к тому месту, где стоял командир. Все присутствующие недоуменно смотрели на стремительно падающий самолет, не зная, что будет дальше. 

     Примерно на высоте 50 метров машина начала выход из пикирования и, продолжая снижение, пронеслась над самой землей в непосредственной близости от ангара. В кабине был отчетливо виден Чкалов в шлеме и очках - он смотрел на командира. 

     В следующее мгновение летчик пошел круто вверх с явным намерением идти на петлю. 

     Но ведь делать петлю на такой высоте - самоубийство! 

     Все замерли... Набрав высоту около 150 метров и показав зрителям "спину", Чкалов плавно и четко повернул самолет на 180 градусов вокруг продольной оси, продолжая полет на набранной высоте. Вот это здорово! На минимально возможной высоте летчик выполнил фигуру Иммельмана!.. 

     Вот чему он научился, будучи в командировке! Но там, как было известно, он летел на более мощной машине - "Фоккер Д-13", а ведь это "Фоккер Д-11", на котором иммельман не получается. Как правило машина в верхней точке при попытке совершить переворот сваливается в штопор. А вот у Чкалова не свалилась. Но какой риск!

На начало страницы

Продолжение следует...

     Все комментарии отправляйте по адресу: yasnilostas@chat.ru

Сайт управляется системой uCoz